Редактируем текст вместе с Тургеневым
Сервис Тургенев — алгоритм для оценки качества текстов, в частности, риска попадания под фильтр «Яндекса» «Баден-Баден»
18 августа 2019 г. Время прочтения: 10 мин.
Экс-рук-ль отдела интернет-маркетинга
Интернет-маркетолог с опытом более 9 лет. Специализируется на продвижении сайтов недвижимости, автор собственных методик автоматической текстовой оптимизации при продвижении порталов недвижимости.

Технические задания вида «читаемый текст для людей» уходят в прошлое, эта формулировка слишком расплывчата, она оставляет простор для дискуссий. Многие SEO-компании вводят новый критерий — баллы по «Тургеневу». Мнения копирайтеров расходятся: кто-то считает его полезным сервисом, другие — набором бессмысленных придирок к словам.

Что это за сервис

«Тургенев» — алгоритм для оценки качества текстов, в частности, риска попадания под фильтр «Яндекса» «Баден-Баден». Программа оценивает 5 параметров: повторы, стилистику, запросы, водность, удобочитаемость. За проблемы по каждому из критериев начисляются штрафные баллы. Они суммируются, итоговая цифра и определяет риск попадания под фильтр.

Градация проста:

Сервис доступен на сайте https://turgenev.ashmanov.com/. Для его использования нужно зарегистрироваться.

Критерии оценки

Повторы и запросы

«Тургенев» оценивает академическую частоту, частоту отдельных слов и количество сверхчастых слов. Ещё один фактор — количество союзов «и». Классическая тошнота при расчёте не учитывается, но выдаётся для информации.

Проблема со сверхконцентрацией «и» решается просто — сокращением перечислений. Можно добавить в текст маркированные списки — если нам есть, что сказать о каждом из пунктов. Только не надо заменять неугодный союз на «а также» — по мнению «Тургенева», такая связка утяжеляет текст, придаёт ему канцелярский оттенок. И да, обычно он прав.

Если проблема в сверхчастых словах и словосочетаниях, остаётся 2 варианта: дописать пару-тройку-десяток предложений без ключевиков или сообщить SEO-специалисту, что «Тургенев» думает о его ТЗ, и оставить всё на его совести. Параметр «Запросы» далек от совершенства — «Тургенев» считает, что может выявлять ключевые фразы. Если их плотность высока, сервис добавит пару-тройку баллов.

На самом деле, он часто промахивается. Даже если в статье о ткани мы вскользь упомянем, что она подходит для пошива свадебных платьев, эти самые платья могут быть подчёркнуты как запрос. Впрочем, часто он угадывает и подчёркивает именно те словосочетания, что были в ТЗ. Вариантов здесь немного: случайные фразы — заменить на синонимы, «угаданные» ключевики — обсудить с SEO-специалистом.

Стилистика, водность, удобочитаемость

Если многие предложения окрашены в светофорные тона, копирайтеру будет над чем поработать. Чтобы получить комментарии, переходим на вкладку «Стилистика». Здесь будут расцвечены отдельные слова и словосочетания. Зеленым подкрашиваются лишь потенциальные проблемы. «Тургенев» не чувствует контекста, поэтому подчёркивает всё, что кажется ему подозрительным — канцелярит, эмоционально окрашенные выражения, просторечия и всё на них похожее. Часто в комментариях программа признаётся, что это, возможно, ложная тревога.

Если «Тургенев» почти уверен в своей правоте, фраза выделяется жёлтым, если сомнений нет вообще — красным. В некоторых выражениях есть сразу несколько проблем — например, маркетинговая манипуляция и яркая стилистическая окраска. Тогда вверху появляются цифры вроде 1/2 или 1/3, чтобы перейти к остальным комментариям, нужно нажать на стрелку.

Закономерный вопрос: что делать?

Начнем с самого простого и бесполезного приёма. Попытаться заменить слова на синонимы — отличный способ бессмысленно потратить время и силы. Может, так мы собьём балл-другой, но качество текста от этого не вырастет. Чтобы исправить статью, придётся задать себе как минимум 5 вопросов.

Первый вопрос: несут ли слова смысловую нагрузку?

Возможно, что-то вписано лишь для увеличения количества символов или просто по привычке? Выражения вроде «тот или иной», «так или иначе», «различного рода», «в определенной мере» превращают текст в вязкую манную кашу в зеленых тонах.

Ещё вреднее пытаться что-то сказать, не говоря ничего конкретного. Операция выполняется на специальном функциональном оборудовании? Читатель, наверное, догадывается, что не на первом попавшемся станке.

Избавляясь от бессмысленных слов, мы снижаем и водность текста, за которую даются дополнительные штрафные баллы.

Второй вопрос: можно ли выразить ту же мысль проще и короче?

Выразить проще — значит не свести к примитиву, но сформулировать короче и яснее. Некоторые части речи и грамматические конструкции утяжеляют текст одним своим присутствием. Особенно хорошо это удаётся отглагольным существительным. Они легко заменяются, как ни странно, на глаголы. Предложение «Этим средством лечат кашель» не менее содержательно, чем «Это средство используется в ходе лечения кашля».

Некоторые глаголы тоже портят картину. Среди самых зловредных — «являться».

Предложение вида «Лондон — столица Великобритании» намного лучше, чем «Лондон является столицей Великобритании». В отличие от английского, русский язык спокойно обходится без таких связок.

Глагол «позволяет» обычно тоже легко выбрасывается без потери смысла.

Другой источник проблем и штрафных баллов — неуместные перифразы, особенно с претензией на «красивость». Например, не стоит называть женщин «представительницами прекрасного пола», лучше поискать простой односложный синоним.

Избавляясь от многословия, мы одновременно снижаем балл по параметру «Удобочитаемость» (там «Тургенев» штрафует за слишком длинные слова и предложения).

Третий вопрос: что мы такие серьезные?

«Тургенев» выделяет не только лютый канцелярит, но и любые подозрительные выражения, которые кажутся ему маркерами «занудного стиля» (авторская формулировка создателей сервиса).

Канцелярит — безжизненные протокольные выражения, уместные скорее в языке чиновников, чем в информационной статье или рекламе.

«Занудные» словосочетания, в целом, могут быть уместны в статьях о юриспруденции или бухучете. Если мы пишем об одежде, обуви, мебели, автомобилях, о чём-то крайне далеком от бюрократии, лучше заменить их чем-то нейтральным.

Четвертый вопрос: не много ли эмоций?

Красоту подтверждают фото, а эффективность — описание результата. Чтобы сократить количество оценочных слов, достаточно сосредоточиться на описании фактов. Если о преимуществах товара сложно сказать что-то конкретное, можно рассказать о том, как его изготавливают или как его можно использовать. В самых сложных случаях придётся запросить дополнительную информацию у заказчика.

Спорный момент — эмоционально окрашенные слова и выражения. «Тургенев», впрочем, признает, что выверенные и уместные яркие пятна не портят текст — в отличие от многочисленных и бесконтрольных. Небольшое количество хлестких фраз штрафных баллов не принесет.

Пятый вопрос: не ведем ли мы себя как гуру?

Не надо рассказывать читателю, что ему «нужно», «следует» или «необходимо». В конце концов, это не только увеличивает плотность стилистических ошибок, но и просто раздражает. Сюда же — попытки уверить, что мы знаем «лучший способ» или «оптимальное решение».

Родственная проблема — попытки читать мысли и вводить прочтенное фразами вроде «вы хотите» или «вы ищете». Называть покупателей «любителями» или «ценителями» чего-нибудь иногда может быть уместно, но «Тургеневу» эти выражения не нравятся в любом случае.

Работая со стилистикой, лучше начинать с красных и желтых словосочетаний. Иногда достаточно исправить пару таких фраз — и «Тургенев» снимет 2-3 балла. «Зеленые» слова даже не всегда требуют корректировки, сервис часто советует лишь перечитать их повнимательнее.

Так чего же хочет «Тургенев»?

Первые попытки поработать с «капризным» сервисом бывают утомительными, но после нескольких проб он не кажется таким придирчивым. Не обязательно даже разбираться в логике алгоритма. Достаточно потратить немного времени, вникнуть в свою тему и написать нечто действительно содержательное, не выжимая недостающие символы из длинных шаблонных фраз. Редкие мелкие огрехи «Тургенев» замечает, но прощает — при малой плотности ошибок штрафные баллы не начисляются.

Консультация специалиста
Заполняя форму, даю согласие на обработку моих персональных данных.